Реконструкция пункта пропуска «Верхний Ларс» на границе России с Грузией выполнена на 77%
Реконструкция международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Верхний Ларс» на границе России и Грузии выполнена на 77%, следует из сообщения пресс-службы Министерства транспорта РФ. Полностью завершить работы должны в III квартале текущего года, после чего пропускная способность единственного работающего сейчас между Россией и Грузией перехода увеличится более чем в шесть раз.
Напомним: реконструкция МАПП «Верхний Ларс» началась в 2021-м году. Как рассказали в пресс-службе Министерства транспорта РФ, в настоящее время в пограничном переходе выполняется монтаж кабин паспортного контроля грузового направления и инженерных систем, а в уже построенных зданиях ведутся внутренние и наружные отделочные работы. Общая техническая готовность объекта составляет 77%.
Накануне эту готовность проинспектировал заместитель министра транспорта Валентин Иванов. Одновременно он провел в пункте пропуска выездное совещание с участием директора Северо-Кавказского филиала ФГКУ «Росгранстрой» Мамати Гамзатова, а также представителей таможенной, пограничной служб и подрядных организаций, реализующих проект реконструкции.
На самом деле МАПП «Верхний Ларс», который по своим нормативным показателям рассчитан на пропуск всего 400 транспортных средств в сутки, уже давно не справляется с выпавшей на него нагрузкой. По сути, он является единственным работающим пограничным переход между Россией и Грузией, а потому обслуживает весь транспортный поток, идущий в этом направлении.
Причем через него осуществляются не только прямые перевозки между Россией и Грузией. МАПП «Верхний Ларс» активно используется армянскими и турецкими перевозчиками, а также перевозчиками из других кавказских и азиатских стран.
Тем более что этот переход входит в международный транспортный коридор «Север-Юг», который после 24-го февраля 2022-го года на фоне санкций ЕС стал одним из основных для доставки необходимых товаров в Россию, а потому в последний год нагрузка на МАПП «Верхний Ларс» возросла еще сильнее.
Чтобы облегчить ситуацию, в прошлом году в пункте пропуска досрочно открыли 24 дополнительные полосы для легкового транспорта. Кроме того, ввели т.н. электронную очередь для грузовиков. Однако несмотря на принятые меры, заторы в МАПП «Верхний Ларс» по-прежнему остаются.
Впрочем, они вызваны еще и тем, что Военно-Грузинская дорога, которая на данный момент единственная соединяет Россию и Грузию, в зимнее время регулярно закрывается для проезда транспортных средств (и особенно грузовиков) из-за сложных погодных условий — лавин, снежных заносов и т.п.
Проводимая сейчас реконструкция МАПП «Верхний Ларс», масштабы которой все равно сдерживаются геологическими особенностями местности (пункт пропуска расположен в горах, а потому расширить его пределы довольно сложно), должна в определенной мере снизить остроту ситуации.
По крайней мере, после проводимых работ, которые должны завершиться в III квартале текущего года, пропускная способность пограничного перехода вырастет более чем в 6 раз, а отдельно по грузовикам — в 3,5 раза.
Так, пропуск грузовиков увеличится со 170 до 600 транспортных средств в сутки, автобусов — с 30 до 60, а легковых автомобилей — с 200 до 1 900. В целом, нормативные возможности улучшатся до 2,5 тыс. машин ежесуточно.
Правда, тут стоит отметить, что на данный момент МАПП «Верхний Ларс», работая с повышенной нагрузкой, и так примерно вот такое количество транспортных средств и обслуживает. Единственное, как подчеркивают в пресс-службе Министерства транспорта РФ, после реконструкции при необходимости пропускные способности пограничного перехода можно нарастить до 4 тыс. автомобилей в сутки.