Упростили ли перевозчикам из Казахстана доступ к международным перевозкам?

С 15-го января в Казахстане начал действовать новый порядок выдачи иностранных разрешений на грузовые перевозки. С одной стороны, в республике отказались от принципа, в соответствии с которым основная масса дозволов распределялась между наиболее активными перевозчиками. Сейчас иностранное разрешение можно получить вне зависимости от опыта в международных перевозках и количества выполненных рейсов в предыдущем году. Одновременно подачу заявления на выдачу дозволов полностью перевели в автоматический режим. То есть теперь только информационная система с учетом определенных требований решает, одобрить запрос или нет, что исключает коррупционный фактор. Однако вот эти самые определенные требования таковы, что буквально при нескольких форс-мажорных ситуациях перевозчик как минимум на полгода может вообще потерять доступ на международный рынок.

Напомним: прежде в Казахстане действовал принцип, согласно которому 50% полученных от других стран бланков разрешений закрепляли за компаниями, показавшими большую активность за предыдущий год работы, и только остальные 50% распределяли уже на весь рынок международных перевозчиков.

То есть, по сути, крупным компаниям изначально доставалось больше дозволов, в то время как мелкие перевозчики и перевозчики, не так давно начавшие свою деятельность, были ограничены в возможностях получить иностранные разрешения, особенно по востребованным и дефицитным направлениям, и нередко были вынуждены перекупать на черном рынке дефицитные бланки по значительно прибавленной стоимости.

Однако в июле прошлого года в систему распределения иностранных разрешений на международные перевозки внесли значительные изменения, а с 15-го января наступившего года эти изменения уже должны применять на практике.

Основным нововведением стало то, что в Казахстане отказались от закрепления части дозволов за определенным пулом компаний. Иностранные разрешения (естественно, при их наличии) распределяются теперь между всеми перевозчиками на рынке по факту конкретного запроса. При этом запрос подается исключительно через автоматизированную информационную систему (посредством платформы E-license), в то время как еще недавно можно было обратиться непосредственно в Государственную корпорацию «Правительство для граждан».

Таким образом из системы распределения иностранных разрешений полностью исключили человеческий фактор. Информационная система сверяет соответствие перевозчика определенным требованиям и на основе этого решает, выдать дозвол или отказать в оказании услуги. А вот если запрос удовлетворен, то получить сам бланк можно уже в Государственной корпорации (в личном кабинете перевозчика будут указаны адрес и дата получения дозвола).

Правда, в соответствии определенным требованиям имеются свои нюансы.

Прежде всего, запрос на выдачу разрешения подается на каждое транспортное средство в отдельности, причем учет транспортных средств ведется по их VIN-номеру. Из-за этого перевозчики опасаются, что они могут приобрести на вторичном рынке грузовик, который уже внесен в «черный» список как тот, на который нельзя получить дозволы.

При этом внести транспортное средство в «черный» список могут сразу по нескольким основаниям.

Так, например, иностранные разрешения нельзя будет получить, если за транспортным средством числятся невозвращенные бланки (а использованные и неиспользованные разрешения необходимо вернуть в течение 30 календарных дней).

Исключением являются только те случаи, когда бланк дозвола был утерян, изъят контролирующими органами другого государства или уничтожен в результате возгорания автомобиля, да и то они учитываются в количестве не более трех за календарный год.

То есть: если какого-то перевозчика преследует черная полоса, то она еще продолжится и включением грузовика в «черный» список.

Кроме того, необходимо вложиться в срок действия выданного разрешения, который теперь сокращен со 100 до 30 календарных дней. Если за последние полгода за транспортным средством числятся случаи, когда оно не выехало по полученному дозволу (а очереди на границе на это могут влиять), то в оформлении следующего дозвола ему будет отказано.

Иными словами, в течение полугода такой грузовик нельзя будет использовать для международных перевозок.

Если рейс срывается из-за изменения маршрута, то у перевозчика есть возможность получить дополнительные разрешения, но только максимум два бланка. При этом неиспользованные дополнительные дозволы тоже, естественно, необходимо вернуть, однако в течение календарного года допускается возврат не более шести дополнительных бланков, остальные будут считаться невозвращенными, а невозвращенные бланки, как отмечалось выше, учитываются при выдаче последующих разрешений.

Всего же на транспортное средство по одному запросу предусмотрено не более девяти дозволов разного вида по маршруту следования и не более двух дозволов одного вида.

Однако в то же самое время срок рассмотрения заявления сократился с двух рабочих дней до 40 минут, а передача информации в Государственную корпорацию о выдаче разрешения теперь осуществляется в течение одного рабочего дня. То есть, по сути, получить дозвол при одобрении запроса можно уже чуть ли не на следующий день.